СНТ Дружба завода Красный пролетарий
СНТ Дружба завода Красный пролетарий
СНТ Дружба завода Красный пролетарий
СНТ Дружба завода Красный пролетарий
СНТ Дружба завода Красный пролетарий
СНТ Дружба завода Красный пролетарий
СНТ Дружба завода Красный пролетарий
СНТ Дружба завода Красный пролетарий
СНТ Дружба » » Рекомендации по заключению прямых договоров
Информация к новости
  • Просмотров: 33284
  • Автор: TVF
  • Дата: 11-08-2014, 18:29
  • 0
11-08-2014, 18:29

Рекомендации по заключению прямых договоров

Категория: Часто задаваемые вопросы

Рекомендации по заключению прямых договоров

 


ЧТО ДЕЛАТЬ САДОВОДАМ ДЛЯ ПЕРЕХОДА НА ПРЯМЫЕ ДОГОВОРА С МОСЭНЕРГОСБЫТОМ



Потребитель приобретает электрическую энергию по договору энергоснабжения. Предметом договора энергоснабжения является, во первых, купля-продажа энергии и, во-вторых, ее доставка до энергоустановки потребителя.

У садоводческих товариществ с инфраструктурой энергоснабжения, созданной в прежние времена , сегодня существуют две основные проблемы. Первая – это кабальные условия электроснабжения несоответствующие законодательству по крайней мере на протяжении последнего десятилетия и вторая - инфраструктура электроснабжения не обеспечивающая бытовые потребности населения (садоводов ).

Основная вина за эти нарушения лежит не только на энергоснабжающих организациях , а также на государственных федеральных и региональных органах, в чью обязанность входит осуществление надзорно - контрольных функций за обеспечением электроснабжения населения, поскольку этот процесс полностью подлежит государственному регулированию. В первую очередь это касается ФСТ РФ с его региональными органами, ФАС РФ, Минтопэнерго с его предшественниками. Указанные органы не только не выполняют возложенные на них функции по обеспечению законных прав садоводов как потребителей электроэнергии, но и допускают появление и в печатных изданиях и в интернете псевдо нормативных документов не имеющих юридической силы, однако широко используемых при формировании этих самых кабальных условий электроснабжения садоводов.

В данной статье даны конкретные рекомендации как садоводы должны действовать для приведения условий энергоснабжения в соответствие с действующими правовыми и техническими нормами. При этом сами рекомендации не содержат каких либо моментов нарушающих законодательство. Напомним, что из содержания ст. ст. 11 и 14 ГК РФ следует, что защита гражданских прав и интересов может осуществляться в трех формах: судебной, административной и в форме самозащиты. По упомянутым выше причинам, а также по некоторым другим (подробности ниже) обращения за судебной защитой, а тем более за административной защитой малоэффективно, но остается вполне реальная возможность у садоводов защитить свои права своими конкретными действиями.

Наиболее эффективным способом прекращения кабальных условий энергоснабжения ( купли-продажи и доставки энергии до участка садовода) являются действия садовода, направленные на заключение прямого договора энергоснабжения с гарантирующим поставщиком (для Московской области таковым является ОАО «Мосэнергосбыт»). Гарантирующий поставщик обязан заключить прямой договор с садоводом что называется «по первому чиху» садовода без каких либо предварительных условий. Это обстоятельство по крайней мере тщательно умалчивается, а когда садовод обращается с таким вопросом, ему начинают «вешать на уши лапшу» в виде всякого рода предварительных требований, не имеющих отношения к вопросу, не имеющих правовой основы, не входящих в компетенцию гарантирующего поставщика, поскольку это всего лишь торговая и негосударственная организация. Весь этот цирк начинается с требования выдачи-получения так называемых ТУ на присоединения и т.д. и т.п., что к данной ситуации не имеет ни малейшего отношения. В основе этого лежит лукавство одной стороны и юридическая неосведомленность другой стороны.

Отношения по договору энергоснабжения регулируются основным и единственно допустимым подзаконным нормативным актом, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 Правила функционирования розничных рынков электрической энергии…(ПФРР). Данным актом предусмотрена предельно простая процедура заключения договора путем совершения гражданином односторонних действий при которых не требуется согласия другой стороны. В юриспруденции такая процедура определяется как заключение договора гражданином путем совершения конклюдентных действий (действий, свидетельствующих о намерении совершить сделку). В таком порядке гражданин регулярно приобретает все иные товары и услуги, предоставляемые на основе публичных договоров (ст. 426 ГК РФ).

Эта норма в ПФРР имеет следующую редакцию (выделено курсивом):

71. Граждане - потребители электрической энергии, приобретают электрическую энергию на основании договоров энергоснабжения, заключаемых в соответствии с настоящим документом с гарантирующим поставщиком или энергосбытовой (энергоснабжающей) организацией.

72. Действие договора энергоснабжения между гарантирующим поставщиком и гражданином, указанным в пункте 71 настоящего документа, не ставится в зависимость от факта составления документа, подписанного сторонами в письменной форме.

Договор энергоснабжения между гарантирующим поставщиком и указанным гражданином может быть заключен также путем совершения этим гражданином, энергопринимающие устройства которого расположены в зоне деятельности гарантирующего поставщика, указанных в настоящем пункте действий, свидетельствующих о начале фактического потребления им электрической энергии.

73. Наличие заключенного гражданином, указанным в пункте 71 настоящего документа, договора энергоснабжения с гарантирующим поставщиком подтверждается документом об оплате этим гражданином потребленной им электрической энергии, в котором указаны наименование и платежные реквизиты гарантирующего поставщика, осуществляющего энергоснабжение, период, за который внесена плата, и адрес местонахождения энергопринимающего устройства, потребление электрической энергии которым оплачивается. Кроме того, по желанию гражданина в документе могут быть указаны фамилия, имя и отчество этого гражданина.

И , пожалуй главное, гарантирующий поставщик должен сообщить свои предложения по поводу проверки счетчика и снятия его показаний на начало действия договора.
Но независимо от ответа и действий гарантирующего поставщика садовод вправе произвести оплату на его расчетный счет с указанием или без указания номера текущего счета, а перед этим совместно с представителем СНТ зафиксировать показания счетчика во избежание путаницы в расчетах и конфликтов внутри СНТ. За дальнейшее потребление энергии садовод должен будет рассчитываться с гарантирующим поставщиком.

Переход на прямой договор приведет к следующим последствиям:
- каждый садовод будет расплачиваться за электроэнергию доставленную до его счетчика причем по тарифу, установленному для сельского населения.

На сегодняшний день не существует нормативного акта, который бы устанавливал для садоводов иной тариф.

- при этом каждый садовод вправе выбрать для себя вид тарифа ( одноставочный или дифференцированный по времени суток ) что может дать дополнительную экономию.

В применяемых сегодня условиях энергоснабжения с расчетом СНТ по «общему счетчику» садовод лишен права выбора тарифа, хотя такое право законодательство предоставляет всем гражданам.

- садовод перестанет дважды оплачивать потери при передаче электроэнергии по распределительной сети на территории СНТ.

Тариф для населения устанавливается по схеме «все включено» и содержит составляющие предназначенные для оплаты всех расходов по производству энергии , ее доставки до счетчика гражданина по сетям всех напряжений всех собственников включая затраты на компенсацию потерь и затраты на содержание и ремонт этих сетей.

А теперь обратите внимание на то, что согласно пункту 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2004 г. № 861 (в редакции ПП от 04.05.2012 № 442), собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, не вправе препятствовать перетоку через их объекты электрической энергии для такого потребителя и требовать за это оплату.Данное положение не позволяет требовать Председателю правления СНТ от владельца участка оплаты потерь в сетях СНТ.

Надо оговориться, что переход садоводов на прямые договора не решает проблему затрат на содержание распредсети садоводческого поселения. Это вопрос требует отдельного решения.

Переход садоводов на прямые договора сделает не только незаконным существование нынешних кабальных договоров между гарантирующим поставщиком и СНТ, но и невозможным их существование без соответствующих изменениях условий договоров и схем учета электроэнергии.

По этой причине СНТ должно предложить гарантирующему поставщику направить предложения по внесению изменений в договор энергоснабжения между СНТ и гарантирующим поставщиком. Поскольку СНТ должно выступить с предложением об изменении условий договора энергоснабжения в середине года, потребуется назвать вескую причину дающую для этого основание. В данном случае такими основаниями являются:

- если в договоре отсутствует прямое указание на то, что СНТ приобретает энергию для ее дальнейшей продажи садоводам ( а это, как правило, обстоит именно таким образом), то в этом случае имеет место подмена фактического конечного потребителя – физических лиц на потребителя со статусом юридического лица, что делает такую сделку ничтожной в силу ее притворности (ч.2 ст 170 ГК РФ).

- кроме того, в настоящее время, законодательство не предоставило право СНТ заниматься продажей (перепродажей ) электроэнергии садоводам. В соответствии со ст 426 ГК РФ 1995 года договор энергоснабжения является публичным и выступать энергоснабжающей стороной по нему может исключительно коммерческая организация, а СНТ как известно организация некоммерческая и может приобретать энергию только для конечного потребления общими объектами.

- наконец уставом СНТ , как правило, не предусмотрен данный вид деятельности, а императивная норма, которой такой вид деятельности был вменен садоводческому товариществу прежнего статуса еще в 1993 году до издания ГК РФ и закона № 66 - ФЗ, перестала существовать.

Основное изменение , которое необходимо внести в договор, заключается в замене расчетных счетчиков, которые используются для расчетов между СНТ и гарантирующим поставщиком.

Общие счетчики , которые учитывали всю энергию потребляемую как садоводами так и юридическим лицом, использоваться в качестве расчетных уже не могут. Необходимо объекты общего пользования завести на отдельные счетчики, для чего наиболее простым вариантом является установка счетчиков на каждый объект или группу объектов, если это позволяет схема электросети. Законодательством не установлено ограничений на количество счетчиков, которое юридическое лицо использует для расчетов за электроэнергию. Все остальные некорректности в договоре могут быть урегулированы позднее в конце года, чтобы не создавать предпосылок для затяжки оформления новых условий энергоснабжения.

После заключения индивидуальных договоров большинством садоводов Председателю СНТ необходимо сделать следующее:

Шаг 1. Направить письмо-оферту гарантирующему поставщику и желательно это сделать дней за 50 до срока перехода всех или большинства садоводов на прямые договора. Письмо должно содержать предложение перезаключить договор энергоснабжения по следующим причинам:

· действующий договор нарушает ст. 426 ГК РФ в соответствии с которой СНТ не вправе приобретать электроэнергию для её дальнейшей продажи садоводам, поскольку является некоммерческой организацией и не может выступать продавцом в публичном договоре продажи энергии садоводам;

· фактическим конечным потребителем энергии, которую по действующему договору приобретает СНТ как организация (юридическое лицо) на 99 % является население. Таким образом, договор представляет собой притворную сделку, поскольку фактически гарантирующим поставщиком осуществляется энергоснабжение граждан, а по содержанию договора энергия продаётся юридическому лицу по тарифу для юридического лица (организации), что делает такой договор ничтожным на основании ч. 2 ст. 170 ГК РФ;

· в связи с волеизъявлением садоводов перейти на прямые договоры, а также реализовать своё право на выбор тарифного плана (однотарифный или дифференцированный по 2 или 3 зонам суток), дальнейшее использование общего счетчика (указать номера используемых счетчиков) в качестве расчётного становится технически невозможным. В связи с изложенным СНТ устанавливает отдельные расчётные счетчики на объекты общего пользования (уличное освещение, насосные, помещения правления) и предлагает изменить условия договора с целью приведения в соответствие с законодательством обязательств СНТ. СНТ на основании решения общего собрания, действуя в интересах собственников энергопотребляющих объектов общего пользования и по их поручению, может принять на себя обязательство по оплате электроэнергии, потребляемой лишь упомянутыми объектами. В связи с чем необходимо внести следующие изменения в ранее заключённый договор от (дата) № ***;

· в пункте договора, где перечисляются счётчики, по показаниям которых производится расчёт, заменить номера этих счетчиков и места их установки на номера вновь установленных счётчиков на объектах общего пользования.


Шаг 2. Не будет лишним самим внести в существующий договор необходимые изменения и направить изменённую редакцию заказным письмом с уведомлением или передать под регистрацию в офис.

Шаг 3. В случае активных устных возражений со стороны энергосбыта и разговоров об отключении, немедленно направить жалобы от имени общего собрания в прокуратуру. Оснований для отключения у энергосбыта не будет, если садоводы будут оплачивать энергию, потребляемую участками, а СНТ от имени садоводов оплачивать энергию, потребляемую объектами общего пользования. Отключить отдельно юридическое лицо СНТ, не отключая садоводов, технически невозможно.

У энергосбыта отсутствуют права производить переключения в электрохозяйстве СНТ, а отключить посёлок целиком вряд ли кто рискнёт, поскольку оплата производится, и энергосбыт это понимает.

Шаг 4. К той же дате перехода садоводов на прямые договоры, надо установить на объекты общего пользования новые счётчики.

Шаг 5. На 31 декабря или 1 января следующего года пригласить сотрудника энергосбыта для снятия показаний и после чего объекты, где установлены общие счетчики (ТП , КТП ), закрыть , опечатать и никаких представителей энергосбыта к ним не допускать. Все расчеты по новым счетчикам.

Благодарю всех участников обсуждения данной темы и особенно Бориса Федотова, благодаря советам которых мне лично удалось перейти на индивидуальный договор с Энергосбытом и заставило председателя правления нашего СНТ начать прочесс по переходу на ндивидуальные договора всех членов нашего СНТ.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.